Режиссер Даниэле Лукетти ("Счастливые годы", "Наша жизнь"), работавший над злободневной для Италии лентой "Я – миллиардер", хорошо известен и любим у себя на родине благодаря тому, что он живо откликается на все политические изменения, кризисы и остросоциальные проблемы. Его новая работа не стала исключением из общих правил и рассказывает о состоянии дел в современной Италии, где, с точки зрения режиссера, все пропитано общим неравенством и неустойчивостью, где большая часть общества находится на грани катастрофы и выживают лишь нувориши, сколотившие из воздуха целые миллиарды. Однако свое высказывание на эту тему Лукетти уводит в иносказательность, в сказку о раскаянии финансового спекулянта, где с потрясающей легкостью он руководит практически сказочной буффонадой об исправлении, с акульими слезами для всех в финале и даже проводит небольшой тренинг по организации спекулятивных финансовых "пузырей". Очевидно, что идею для "Я – миллиардер" Лукетти подсказала сама итальянская действительность и уважаемый синьор Сильвио Берлускони, бывший премьер-министр страны, обладающий потрясающим количеством талантов и успевший в 2014 году побывать на общественных работах, на которые его отправили за уплату налогов. Тогда старина Берлускони отправился вытряхивать ночные горшки в одном из пригородов Милана, ему запретили выезжать за границу и он должен был постоянно находиться в Ломбардии. Судьба одиозного общественного деятеля просто была обязана пройти через творческую призму Даниэле Лукетти и найти воплощение на большом экране. Было бы странно, если бы экранная история в "Я – миллиардер" начала развиваться по голливудскому плану и сделала бы основной акцент только на эксцентрику. Авторы ленты пытаются представить портрет самой страны, которая жаждет перемен, Италию, которая хочет страстно сбросить кожу продажности и коррупции, страну, в которой гуляет типичный для этих мест вирус квалюнквизма, где все уже настолько устали, что просто хотят чтобы их оставили в покое и не доставали. Поэтому "Я – миллиардер" оказывается тем сложносочиненным высказыванием, где чувствуется непринужденность эзопова языка, а сатира и еле сдерживаемые насмешки, господствуют с сентиментальностью мелодрамы.
Главный герой "Я – миллиардер" Нума Темпеста (прекрасный в своем воплощении Марко Джаллини, "Место встречи", "Идеальные незнакомцы") свято верит во власть денег и в то, что чем больше их количество, тем больше можно себе позволить. Герой Джаллини обладает солидным состоянием в полтора миллиарда евро, которые он получил при помощи обмана, ухода от налогов и проблем с законом. Темпеста отнюдь не классический итальянский мафиози, он - реальное воплощение современности, удачливый инвестор, биржевой спекулянт и игрок фондового рынка. Когда после проведенной в степях Казахстана деловой встречи по поводу построения очередного города-миллионника в голой степи Нума оказывается перед жестким выбором: отсидеть срок в тюрьме или отработать год на общественных работах в социальном центре, он цинично выбирает второе. Темпеста уверен, что он сможет купить всех работников этого приюта, где находят днем кров люди, лишенные всякой надежды на будущее, брошенные в пучину социального дна и слабо представляющие дальнейшие цели своей несчастной жизни. Тем не менее, мошенник, который в первый же день прибывает к месту наказания на пафосном "Мазерати" с личным шофером, надеется максимально быстро подмазать всю ситуацию, выскочить из этого зловония, от которого он брезгливо воротит нос, и обрести долгожданную досрочную свободу. Однако именно в приюте Темпеста встречает именно тех людей, о которых он мало что знал в последнее время, но из среды которых он когда-то вышел сам. Даниэле Лукетти и сценаристы "Я – миллиардер" Джулия Календа ("Между нами, девочками", "Извините, если я существую!") с опытнейшим Сандро Петральей ("Субура", сериал "Спрут") оказываются готовы поделиться галереей образов, которые характеризуют современную Италию, и показать зрителям десяток различных типажей тех, кто потерял всякую надежду. Так, например, Бруно (Элио Джермано, "Нежность", "Проблема с кармой") разом потерял все - дом, жену и работу, и практически утонул с общественной точки зрения, он вынужден проводить время с сыном Николой в поисках ночлега и мечтать хотя бы о неком подобии надежной крыши над головой. Руководительница заведения Анжела (Элеонора Данко, "Случайные друзья", "Криминальный роман") настроена настолько решительно по отношению к Темпесте, что отправляет его в целях исправления только на передний край обслуживания бомжей, упиваясь как собственной властью, так и желанием проучить этого чванливого и классово чуждого миллиардеришку.
В "Я – миллиардер" Даниэле Лукетти старается расширить комедийные горизонты, он страется представить все пороки и беды от обладания огромными капиталами в таком ключе, что зритель может начать относиться к Нуме Темпесте как к персонажу, вызывающему определенную симпатию. Из-за этого показ бедности в Италии происходит с некоторым подтекстом о том, что больше нет хороших и добрых богачей, которые вышли из простонародья благодаря только собственным талантам, поэтому многие финансовые проблемы просто обходятся стороной в гротескной форме. Однако у проекта есть, как минимум, два аргумента, которые открыто говорят об определенных сдвигах в эстетике современного развлекательного кино. Во-первых, режиссер воздерживается от моральных оценок, когда обитатели приюта становятся лучшими учениками Темпесты и легко впадают во все соблазны финансового мошенничества. Нума моментально заражает бродяг вирусом легких денег, при этом честные бродяги очень быстро трансформируются в копии того, кого они так активно осуждали и ненавидели в первой трети фильма. Во-вторых, Лукетти удается тонко показать отсутствие и прозрачность границ между современным финансистом и абсолютно неимущим, потому что тот, кто управляет многочисленными фондами ни от чего не застрахован в этой жизни и легко может оказаться на улице подобно своим новоиспеченным друзьям. Эта мысль о социальной справедливости и торжестве закона почему-то активно и аккуратно отодвигается на задний план проекта, потому что у "Я – миллиардер" есть еще абсолютные развлекательные находки, смешивающие коктейль из черного юмора, сексуальных комплексов и темы сына, тоскующего по отцу. Три (!) девушки по определенному графику должны удовлетворять плоть героя Джаллини сексуально, однако у Нумы далеко не все так гладко с интимом, поэтому проститутки оказываются еще и по совместительству студентками факультета психологии, практикующими психоанализ на богатом и несчастном Темпесте, получившем в детстве серьезную душевную травму от родного папаши, которые сыночка ни во что не ставил и постоянно прикладывал "болвана".
То, что "Я – миллиардер" может показать всем отверженным и научить их играть на повышение, делая шаг за шагом в попаданию в собственную сказку, удивляет мало. Уроки о том, как стать миллионерами за месяц или год существуют в неисчислимых количествах, но богатых от этого больше не становится. Конечно, Даниэле Лукетти излишне увлекается изображением чудачеств и капризов инфантильного (а как еще назвать иначе поведение Темпесты?) финансиста, но отсутствие динамики развития характеров проявляется настолько слабо, что показывает больше увлеченность авторов шизофренией поведения, чем строгим диагнозом современности и ее проявлениям в Италии. Режиссер уходит в сторону от выраженного цинизма и сарказма в изображении персонажей, но взамен показывает зрителям немного странное бадди-муви, где богатство, связи и роскошь решают все. За комедийностью Лукетти полностью лишает персонажей чувства собственного достоинства, за небольшие гонорары и возможность провести время в отеле Темпесты бродяги становятся наивными игрушками в руках умелого манипулятора, которые нужны ему только для воплощения собственных бизнес-планов. Рискованный финал ленты заставляет усомниться в искренности целей режиссера, благодаря которому сбываются все мечты у его героев, Нума Темпеста справедливо оказывается (наконец-то!) за решеткой, но находит там "болванившего" его родного отца, а все остальные несчастные находят практически работу своей мечты и попадают в казино, где все их надежды имеют шансы к осуществлению. У концовки "Я – миллиардер" слишком много тонов, слишком много возможностей для интерпретации, но она оставляет надежду, что каждый получил воплощение именно своей мечты на соответствующих условиях. Горькую улыбку вызывают эти персонажи, которые показаны Лукетти с очень большой любовью, люди сражаются за свое будущее, пытаются вырваться за пределы своего безработного положения, но в итоге побеждает компромисс между всеми и каждый получает ту порцию долгожданного счастья, которую он заслуживает. Поэтому "Я – миллиардер" оказывается проектом, где игра со зрителем оказывается все-таки на стороне режиссера, щедро позволяющего праздновать всеобщую победу в спорном финале.
6
,5
2018, Комедии
101 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссер Даниэле Лукетти ("Счастливые годы", "Наша жизнь"), работавший над злободневной для Италии лентой "Я – миллиардер", хорошо известен и любим у себя на родине благодаря тому, что он живо откликается на все политические изменения, кризисы и остросоциальные проблемы. Его новая работа не стала исключением из общих правил и рассказывает о состоянии дел в современной Италии, где, с точки зрения режиссера, все пропитано общим неравенством и неустойчивостью, где большая часть общества находится на грани катастрофы и выживают лишь нувориши, сколотившие из воздуха целые миллиарды. Однако свое высказывание на эту тему Лукетти уводит в иносказательность, в сказку о раскаянии финансового спекулянта, где с потрясающей легкостью он руководит практически сказочной буффонадой об исправлении, с акульими слезами для всех в финале и даже проводит небольшой тренинг по организации спекулятивных финансовых "пузырей". Очевидно, что идею для "Я – миллиардер" Лукетти подсказала сама итальянская действительность и уважаемый синьор Сильвио Берлускони, бывший премьер-министр страны, обладающий потрясающим количеством талантов и успевший в 2014 году побывать на общественных работах, на которые его отправили за уплату налогов. Тогда старина Берлускони отправился вытряхивать ночные горшки в одном из пригородов Милана, ему запретили выезжать за границу и он должен был постоянно находиться в Ломбардии. Судьба одиозного общественного деятеля просто была обязана пройти через творческую призму Даниэле Лукетти и найти воплощение на большом экране. Было бы странно, если бы экранная история в "Я – миллиардер" начала развиваться по голливудскому плану и сделала бы основной акцент только на эксцентрику. Авторы ленты пытаются представить портрет самой страны, которая жаждет перемен, Италию, которая хочет страстно сбросить кожу продажности и коррупции, страну, в которой гуляет типичный для этих мест вирус квалюнквизма, где все уже настолько устали, что просто хотят чтобы их оставили в покое и не доставали. Поэтому "Я – миллиардер" оказывается тем сложносочиненным высказыванием, где чувствуется непринужденность эзопова языка, а сатира и еле сдерживаемые насмешки, господствуют с сентиментальностью мелодрамы. Главный герой "Я – миллиардер" Нума Темпеста (прекрасный в своем воплощении Марко Джаллини, "Место встречи", "Идеальные незнакомцы") свято верит во власть денег и в то, что чем больше их количество, тем больше можно себе позволить. Герой Джаллини обладает солидным состоянием в полтора миллиарда евро, которые он получил при помощи обмана, ухода от налогов и проблем с законом. Темпеста отнюдь не классический итальянский мафиози, он - реальное воплощение современности, удачливый инвестор, биржевой спекулянт и игрок фондового рынка. Когда после проведенной в степях Казахстана деловой встречи по поводу построения очередного города-миллионника в голой степи Нума оказывается перед жестким выбором: отсидеть срок в тюрьме или отработать год на общественных работах в социальном центре, он цинично выбирает второе. Темпеста уверен, что он сможет купить всех работников этого приюта, где находят днем кров люди, лишенные всякой надежды на будущее, брошенные в пучину социального дна и слабо представляющие дальнейшие цели своей несчастной жизни. Тем не менее, мошенник, который в первый же день прибывает к месту наказания на пафосном "Мазерати" с личным шофером, надеется максимально быстро подмазать всю ситуацию, выскочить из этого зловония, от которого он брезгливо воротит нос, и обрести долгожданную досрочную свободу. Однако именно в приюте Темпеста встречает именно тех людей, о которых он мало что знал в последнее время, но из среды которых он когда-то вышел сам. Даниэле Лукетти и сценаристы "Я – миллиардер" Джулия Календа ("Между нами, девочками", "Извините, если я существую!") с опытнейшим Сандро Петральей ("Субура", сериал "Спрут") оказываются готовы поделиться галереей образов, которые характеризуют современную Италию, и показать зрителям десяток различных типажей тех, кто потерял всякую надежду. Так, например, Бруно (Элио Джермано, "Нежность", "Проблема с кармой") разом потерял все - дом, жену и работу, и практически утонул с общественной точки зрения, он вынужден проводить время с сыном Николой в поисках ночлега и мечтать хотя бы о неком подобии надежной крыши над головой. Руководительница заведения Анжела (Элеонора Данко, "Случайные друзья", "Криминальный роман") настроена настолько решительно по отношению к Темпесте, что отправляет его в целях исправления только на передний край обслуживания бомжей, упиваясь как собственной властью, так и желанием проучить этого чванливого и классово чуждого миллиардеришку. В "Я – миллиардер" Даниэле Лукетти старается расширить комедийные горизонты, он страется представить все пороки и беды от обладания огромными капиталами в таком ключе, что зритель может начать относиться к Нуме Темпесте как к персонажу, вызывающему определенную симпатию. Из-за этого показ бедности в Италии происходит с некоторым подтекстом о том, что больше нет хороших и добрых богачей, которые вышли из простонародья благодаря только собственным талантам, поэтому многие финансовые проблемы просто обходятся стороной в гротескной форме. Однако у проекта есть, как минимум, два аргумента, которые открыто говорят об определенных сдвигах в эстетике современного развлекательного кино. Во-первых, режиссер воздерживается от моральных оценок, когда обитатели приюта становятся лучшими учениками Темпесты и легко впадают во все соблазны финансового мошенничества. Нума моментально заражает бродяг вирусом легких денег, при этом честные бродяги очень быстро трансформируются в копии того, кого они так активно осуждали и ненавидели в первой трети фильма. Во-вторых, Лукетти удается тонко показать отсутствие и прозрачность границ между современным финансистом и абсолютно неимущим, потому что тот, кто управляет многочисленными фондами ни от чего не застрахован в этой жизни и легко может оказаться на улице подобно своим новоиспеченным друзьям. Эта мысль о социальной справедливости и торжестве закона почему-то активно и аккуратно отодвигается на задний план проекта, потому что у "Я – миллиардер" есть еще абсолютные развлекательные находки, смешивающие коктейль из черного юмора, сексуальных комплексов и темы сына, тоскующего по отцу. Три (!) девушки по определенному графику должны удовлетворять плоть героя Джаллини сексуально, однако у Нумы далеко не все так гладко с интимом, поэтому проститутки оказываются еще и по совместительству студентками факультета психологии, практикующими психоанализ на богатом и несчастном Темпесте, получившем в детстве серьезную душевную травму от родного папаши, которые сыночка ни во что не ставил и постоянно прикладывал "болвана". То, что "Я – миллиардер" может показать всем отверженным и научить их играть на повышение, делая шаг за шагом в попаданию в собственную сказку, удивляет мало. Уроки о том, как стать миллионерами за месяц или год существуют в неисчислимых количествах, но богатых от этого больше не становится. Конечно, Даниэле Лукетти излишне увлекается изображением чудачеств и капризов инфантильного (а как еще назвать иначе поведение Темпесты?) финансиста, но отсутствие динамики развития характеров проявляется настолько слабо, что показывает больше увлеченность авторов шизофренией поведения, чем строгим диагнозом современности и ее проявлениям в Италии. Режиссер уходит в сторону от выраженного цинизма и сарказма в изображении персонажей, но взамен показывает зрителям немного странное бадди-муви, где богатство, связи и роскошь решают все. За комедийностью Лукетти полностью лишает персонажей чувства собственного достоинства, за небольшие гонорары и возможность провести время в отеле Темпесты бродяги становятся наивными игрушками в руках умелого манипулятора, которые нужны ему только для воплощения собственных бизнес-планов. Рискованный финал ленты заставляет усомниться в искренности целей режиссера, благодаря которому сбываются все мечты у его героев, Нума Темпеста справедливо оказывается (наконец-то!) за решеткой, но находит там "болванившего" его родного отца, а все остальные несчастные находят практически работу своей мечты и попадают в казино, где все их надежды имеют шансы к осуществлению. У концовки "Я – миллиардер" слишком много тонов, слишком много возможностей для интерпретации, но она оставляет надежду, что каждый получил воплощение именно своей мечты на соответствующих условиях. Горькую улыбку вызывают эти персонажи, которые показаны Лукетти с очень большой любовью, люди сражаются за свое будущее, пытаются вырваться за пределы своего безработного положения, но в итоге побеждает компромисс между всеми и каждый получает ту порцию долгожданного счастья, которую он заслуживает. Поэтому "Я – миллиардер" оказывается проектом, где игра со зрителем оказывается все-таки на стороне режиссера, щедро позволяющего праздновать всеобщую победу в спорном финале.