Комедийный триллер "Оборотень" режиссера и сценариста Джима Каммингса трансформирует настройки его дебютной работы "Дорога грома" и опять исследует особенности личностного кризиса главного героя, разведенного полицейского, который ощущает себя полным ничтожеством. Постановщик, исполнивший также главную роль, предлагает зрителям определенный типаж и отправляет его расследовать кровавую тайну, которая держит в страхе маленький городок в штате Юта. Сверхъестественное, не поддающееся никакой классификации, словно создано для таких проектов, где классический детективный концепт о собаке Баскервилей Конан-Дойла трансформируется и во многом становится диагнозом для общественных страхов, когда на фоне будоражащих разум ужасных событий важно не потерять здравый смысл и обладать хотя бы минимальным чувством юмора. Каммингс исследует поведенческие особенности копа с точки зрения слэшера и "черной" комедии и добивается во многом удивительных результатов, потому что вся бездна страхов, комплексов и внутренних неуверенностей буквально захлестывает с головой бывшего анонимного алкоголика и заставляет его идти традиционной тропой героя, принося также и себя, по сути дела, в жертву социуму для оправдания своего существования. Страдания служителя закона у режиссера лишь оттеняются претендующими на загадочность жестокими убийствами и еще больше акцентируют внимание на ущербности героя Каммингса, которого постоянно заносит на поворотах по управлению гневом. Глубинные потоки сознания ленты заложены во многом в ее нарративе, где оставленный матерью в раннем возрасте протагонист пытается преодолеть детские психотравмы и во многом вынужден полагаться на спокойствие и интуицию своей коллеги, детектива Джулии Робсон (остроумная Рики Линдхоум, "Достать ножи", сериал "Соседство"). Во многом работа Каммингса еще и является исследованием на тему способности нести на себе груз ответственности и испытывать при этом огромное, по меркам маленького городка, давление общественного мнения. Характерно, что авторские предпочтения оказываются в гендерном и человеческом плане на стороне героини Линдхоум, которая всегда действует по ситуации и не склонна к битве с химерами, она прекрасно чувствует почву под ногами и способна адекватно откликаться на серьезные вызовы, где ужас и сверхъестественное делают бесполезными традиционные методы проведения расследований. Поэтому "Оборотень" оправдывает свое название и рассказывает на фоне натуралистичных убийств о тех мужчинах, для которых свойственны социальный инфантилизм и неумение выстраивать коммуникацию в отношениях.
Открывающие "Оборотня" многочисленные панорамы местечка Сонная Лощина, что в штате Юта, Каммингс во многом использует для настройки на вибрации триллера в стиле Стивена Кинга. Время кажется остановившимся в этой локации, где ничего особенного уже давно не происходит, однако благодаря зловещей атмосферности камеры Натали Кингстон ("Затерянное болото") режиссерское настроение и тревожность начинают передаваться зрителю. Брианна (Энни Хэмилтон, "История о супружестве") и Пи Джей (Джимми Татро, "Король Стейтен-Айленда") прибыли в Сонную Лощину всего на пару дней, на романтический уик-энд, и герой Татро готовится сделать своей девушке предложение и припас кольцо для такого случая. Ссора в баре, которая происходит между Пи Джеем и двумя местными увальнями, из-за слишком шумного поведения последних превращается в демонстрацию силы и почти заканчивается дракой, однако благоразумие берет верх и все заканчивается без потасовки. Свидание молодых людей продолжается на открытом воздухе в духе лучших эротических триллеров 90-х, герои принимают совместную горячую ванну на открытом воздухе и когда Пи Джей отправляется принять душ в доме происходит первое убийство. За считанные минуты тело Брианны оказалось расчлененным, кто-то неизвестный мастерски и профессионально вырезал части тела и разрубил его без всяких сожалений на куски. После такой мясорубки Каммингс берет паузу и представляет своего героя, Джона Маршалла, полицейского, который выступает на собрании анонимных алкоголиков, он уже не пьет три года. Может показаться, что характер Каммингса испытывает огромное сожаление по поводу того, что не может больше себе позволить выпить. Джона бесят в этой жизни две вещи: те, кто бурчат под руку, и его бывшая жена, которая искусно выносила ему мозг. Герой Каммингса, фокусирующийся на программе "12 шагов", прячет в себе монстра, так во всяком случае ему кажется, и именно он становится ключевой фигурой в расследовании убийства Брианны, именно в его руках будут все нити следствия по делу. Объясняется такая ответственность Маршалла без особого труда, он претендует на место шерифа в городке и готовится сменить своего отца Хэдли (Роберт Форстер, "Что у них было", "Джеки Браун") на этом месте. На месте преступления Каммингс сводит всю инициативную тройку из Джона, Джулии и Хэдли вместе и не жалеет красок, чтобы показать шок копов от увиденного, когда части тела собирают медицинский эксперт и нет никакого объяснения произошедшему, как и нет внятных мотивов для убийства приезжей. Очевидно только одно: нападавший обладал огромной физической силой и действовал максимально расчетливо.
Будет колоссальной ошибкой, если надеяться, что главными в "Оборотне" Джим Каммингс сделает старомодных монстров и выведет из на тропу зрелищного слэшера, постановщик и исполнитель главной роли уходит на допустимую для жанра глубину и берется за рассказ о личных демонах Джона Маршалла. Он использует тупиковую локацию Снежной Лощины для сосредоточения максимальной напряженности, хорошо организованной интриги и щедро расставленных во всех сценах остроумных моментов, начиная от выпирающих клыков протагониста и заканчивая тем, что героиня Рики Линдхоум становится мозгом для всего полицейского отдела, когда убирает подальше эмоции и начинает мыслить с практичной расчетливостью. Для Джулии постоянное практически незаметное присутствие на месте каждого из преступлений становится возможностью получить свой комок эмоций внутрь относительно происходящего. Однако она прекрасно знает, как именно работает система расследований, максимально цинична и, в отличие от напарников-мужчин, постоянно рассказывающих друг другу страшные сказки о сверхъестественном насильнике, который выходит на охоту при свете полной луны, персонаж Линдхоум точно знает как взять след и достичь цели. Благодаря сценарию Каммингса и его персонажа становится ясно, что уделом мужчин является порождение и превращение в монстров или изобретение теории о монстрах, которые будут терроризировать городок, оставляя в большей степени мистический след и некоторое количество частей тел. Такие гендерные установки постановщик показывает в виде баек, которые мужская часть полицейского отдела вынуждена отрабатывать до бесконечности и стараться при этом не акцентировать внимание на мелких личных грешках. Уходящий в пике запоя Джон - это характерный пример того, как мужчина, не преодолевший в себе груду детских и подростковых комплексов, переживает личные неудачи и погружается в болото патриархальной ерунды, рефлексируя вместе с бутылкой и ощущая собственную никчемность на пороге сорокалетия. По мысли Каммингса не обязательно должно быть что-то жестокое и сверхъестественное рядом, когда на свободе разгуливает такое большое количество первоклассных монстров наделенных властью и возможностью задерживать подозреваемых. Постановщик выпускает целую галерею портретов, чтобы показать, что зверем может стать практически каждый, кто не научился управлять собственными гневом и эмоциями. Помимо этого Каммингс находит место и для высказываний о женоненавистничестве, и для комментариев, где он открыто презирает своих персонажей, которые в большей степени пытаются искать признаки оборотня вокруг, чем лечить болезни страха обывателей.
Продуктивная идея "Оборотня" Каммингса о том, что рефлексирующую токсичность можно сделать центральной идеей проекта открыто намекает на то, что в обществе существует огромное количество плохих парней в форме, подобных Джону и не всегда способных адекватно рассматривать криминальные эпизоды. Центральный персонаж ленты находится в состоянии постоянного стресса и постановщик очень четко улавливает то, как измельчали мужчины в противоречивом настоящем. Как автор проекта Каммингс соединяет элементы юмора и ужаса, через галерею маловыразительных лиц и малодушных поступков он привносит необходимую для жанра экспрессию и интригу, что позволяет ему получить артхаусную интерпретацию происходящего и выйти за рамки обычного b-movie. Возникает ощущение, что режиссер и в "Дороге грома", и в "Оборотне" разрабатывает одни и те же клише и старается скрыть за маниакальной энергией полицейского желание уйти от внутреннего срыва, его нервы постоянно на пределе, а коллеги расписываются в своей беспомощности. Тонкое понимание Каммингсом своего персонажа дает ему возможности для маневра и некоторые сцены отрабатывать буквально на одном дыхании, задавая темп как для всего повествования, так и для остального актерского состава. Криминальная катастрофа, когда провокационно растет число жертв с каждым полнолунием, накладывается на личную драму Джона, пытающегося параллельно восстановить отношения с дочерью Дженной (Хлоя Ист, сериалы "Поколение" и "Лед"), которая собирается уехать и учиться в колледже. Безусловно Каммингсу доставляет удовольствие разрабатывать экранную арку для персонажа, который собирается отпустить свое прошлое и жестко конфликтует с настоящим. Тем не менее, после форсированной кульминации финал ленты оказывается весьма компромиссным и способен удивить зрителей своей эксцентрикой о личности кровавого убийцы. Поэтому "Оборотень", испытывая на себе прямое влияние "Семь" и "Зодиака" Дэвида Финчера, оказывается в большей степени проектом, где есть попытка рассказать с долей юмора о вещах, которых следует бояться с наступлением темноты, а внутренние монстры главного героя создают необходимый баланс для иррационального на первый взгляд насилия, которого с избытком в этом неординарном фильме.
7
,5
2020, США, Триллеры
84 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Комедийный триллер "Оборотень" режиссера и сценариста Джима Каммингса трансформирует настройки его дебютной работы "Дорога грома" и опять исследует особенности личностного кризиса главного героя, разведенного полицейского, который ощущает себя полным ничтожеством. Постановщик, исполнивший также главную роль, предлагает зрителям определенный типаж и отправляет его расследовать кровавую тайну, которая держит в страхе маленький городок в штате Юта. Сверхъестественное, не поддающееся никакой классификации, словно создано для таких проектов, где классический детективный концепт о собаке Баскервилей Конан-Дойла трансформируется и во многом становится диагнозом для общественных страхов, когда на фоне будоражащих разум ужасных событий важно не потерять здравый смысл и обладать хотя бы минимальным чувством юмора. Каммингс исследует поведенческие особенности копа с точки зрения слэшера и "черной" комедии и добивается во многом удивительных результатов, потому что вся бездна страхов, комплексов и внутренних неуверенностей буквально захлестывает с головой бывшего анонимного алкоголика и заставляет его идти традиционной тропой героя, принося также и себя, по сути дела, в жертву социуму для оправдания своего существования. Страдания служителя закона у режиссера лишь оттеняются претендующими на загадочность жестокими убийствами и еще больше акцентируют внимание на ущербности героя Каммингса, которого постоянно заносит на поворотах по управлению гневом. Глубинные потоки сознания ленты заложены во многом в ее нарративе, где оставленный матерью в раннем возрасте протагонист пытается преодолеть детские психотравмы и во многом вынужден полагаться на спокойствие и интуицию своей коллеги, детектива Джулии Робсон (остроумная Рики Линдхоум, "Достать ножи", сериал "Соседство"). Во многом работа Каммингса еще и является исследованием на тему способности нести на себе груз ответственности и испытывать при этом огромное, по меркам маленького городка, давление общественного мнения. Характерно, что авторские предпочтения оказываются в гендерном и человеческом плане на стороне героини Линдхоум, которая всегда действует по ситуации и не склонна к битве с химерами, она прекрасно чувствует почву под ногами и способна адекватно откликаться на серьезные вызовы, где ужас и сверхъестественное делают бесполезными традиционные методы проведения расследований. Поэтому "Оборотень" оправдывает свое название и рассказывает на фоне натуралистичных убийств о тех мужчинах, для которых свойственны социальный инфантилизм и неумение выстраивать коммуникацию в отношениях. Открывающие "Оборотня" многочисленные панорамы местечка Сонная Лощина, что в штате Юта, Каммингс во многом использует для настройки на вибрации триллера в стиле Стивена Кинга. Время кажется остановившимся в этой локации, где ничего особенного уже давно не происходит, однако благодаря зловещей атмосферности камеры Натали Кингстон ("Затерянное болото") режиссерское настроение и тревожность начинают передаваться зрителю. Брианна (Энни Хэмилтон, "История о супружестве") и Пи Джей (Джимми Татро, "Король Стейтен-Айленда") прибыли в Сонную Лощину всего на пару дней, на романтический уик-энд, и герой Татро готовится сделать своей девушке предложение и припас кольцо для такого случая. Ссора в баре, которая происходит между Пи Джеем и двумя местными увальнями, из-за слишком шумного поведения последних превращается в демонстрацию силы и почти заканчивается дракой, однако благоразумие берет верх и все заканчивается без потасовки. Свидание молодых людей продолжается на открытом воздухе в духе лучших эротических триллеров 90-х, герои принимают совместную горячую ванну на открытом воздухе и когда Пи Джей отправляется принять душ в доме происходит первое убийство. За считанные минуты тело Брианны оказалось расчлененным, кто-то неизвестный мастерски и профессионально вырезал части тела и разрубил его без всяких сожалений на куски. После такой мясорубки Каммингс берет паузу и представляет своего героя, Джона Маршалла, полицейского, который выступает на собрании анонимных алкоголиков, он уже не пьет три года. Может показаться, что характер Каммингса испытывает огромное сожаление по поводу того, что не может больше себе позволить выпить. Джона бесят в этой жизни две вещи: те, кто бурчат под руку, и его бывшая жена, которая искусно выносила ему мозг. Герой Каммингса, фокусирующийся на программе "12 шагов", прячет в себе монстра, так во всяком случае ему кажется, и именно он становится ключевой фигурой в расследовании убийства Брианны, именно в его руках будут все нити следствия по делу. Объясняется такая ответственность Маршалла без особого труда, он претендует на место шерифа в городке и готовится сменить своего отца Хэдли (Роберт Форстер, "Что у них было", "Джеки Браун") на этом месте. На месте преступления Каммингс сводит всю инициативную тройку из Джона, Джулии и Хэдли вместе и не жалеет красок, чтобы показать шок копов от увиденного, когда части тела собирают медицинский эксперт и нет никакого объяснения произошедшему, как и нет внятных мотивов для убийства приезжей. Очевидно только одно: нападавший обладал огромной физической силой и действовал максимально расчетливо. Будет колоссальной ошибкой, если надеяться, что главными в "Оборотне" Джим Каммингс сделает старомодных монстров и выведет из на тропу зрелищного слэшера, постановщик и исполнитель главной роли уходит на допустимую для жанра глубину и берется за рассказ о личных демонах Джона Маршалла. Он использует тупиковую локацию Снежной Лощины для сосредоточения максимальной напряженности, хорошо организованной интриги и щедро расставленных во всех сценах остроумных моментов, начиная от выпирающих клыков протагониста и заканчивая тем, что героиня Рики Линдхоум становится мозгом для всего полицейского отдела, когда убирает подальше эмоции и начинает мыслить с практичной расчетливостью. Для Джулии постоянное практически незаметное присутствие на месте каждого из преступлений становится возможностью получить свой комок эмоций внутрь относительно происходящего. Однако она прекрасно знает, как именно работает система расследований, максимально цинична и, в отличие от напарников-мужчин, постоянно рассказывающих друг другу страшные сказки о сверхъестественном насильнике, который выходит на охоту при свете полной луны, персонаж Линдхоум точно знает как взять след и достичь цели. Благодаря сценарию Каммингса и его персонажа становится ясно, что уделом мужчин является порождение и превращение в монстров или изобретение теории о монстрах, которые будут терроризировать городок, оставляя в большей степени мистический след и некоторое количество частей тел. Такие гендерные установки постановщик показывает в виде баек, которые мужская часть полицейского отдела вынуждена отрабатывать до бесконечности и стараться при этом не акцентировать внимание на мелких личных грешках. Уходящий в пике запоя Джон - это характерный пример того, как мужчина, не преодолевший в себе груду детских и подростковых комплексов, переживает личные неудачи и погружается в болото патриархальной ерунды, рефлексируя вместе с бутылкой и ощущая собственную никчемность на пороге сорокалетия. По мысли Каммингса не обязательно должно быть что-то жестокое и сверхъестественное рядом, когда на свободе разгуливает такое большое количество первоклассных монстров наделенных властью и возможностью задерживать подозреваемых. Постановщик выпускает целую галерею портретов, чтобы показать, что зверем может стать практически каждый, кто не научился управлять собственными гневом и эмоциями. Помимо этого Каммингс находит место и для высказываний о женоненавистничестве, и для комментариев, где он открыто презирает своих персонажей, которые в большей степени пытаются искать признаки оборотня вокруг, чем лечить болезни страха обывателей. Продуктивная идея "Оборотня" Каммингса о том, что рефлексирующую токсичность можно сделать центральной идеей проекта открыто намекает на то, что в обществе существует огромное количество плохих парней в форме, подобных Джону и не всегда способных адекватно рассматривать криминальные эпизоды. Центральный персонаж ленты находится в состоянии постоянного стресса и постановщик очень четко улавливает то, как измельчали мужчины в противоречивом настоящем. Как автор проекта Каммингс соединяет элементы юмора и ужаса, через галерею маловыразительных лиц и малодушных поступков он привносит необходимую для жанра экспрессию и интригу, что позволяет ему получить артхаусную интерпретацию происходящего и выйти за рамки обычного b-movie. Возникает ощущение, что режиссер и в "Дороге грома", и в "Оборотне" разрабатывает одни и те же клише и старается скрыть за маниакальной энергией полицейского желание уйти от внутреннего срыва, его нервы постоянно на пределе, а коллеги расписываются в своей беспомощности. Тонкое понимание Каммингсом своего персонажа дает ему возможности для маневра и некоторые сцены отрабатывать буквально на одном дыхании, задавая темп как для всего повествования, так и для остального актерского состава. Криминальная катастрофа, когда провокационно растет число жертв с каждым полнолунием, накладывается на личную драму Джона, пытающегося параллельно восстановить отношения с дочерью Дженной (Хлоя Ист, сериалы "Поколение" и "Лед"), которая собирается уехать и учиться в колледже. Безусловно Каммингсу доставляет удовольствие разрабатывать экранную арку для персонажа, который собирается отпустить свое прошлое и жестко конфликтует с настоящим. Тем не менее, после форсированной кульминации финал ленты оказывается весьма компромиссным и способен удивить зрителей своей эксцентрикой о личности кровавого убийцы. Поэтому "Оборотень", испытывая на себе прямое влияние "Семь" и "Зодиака" Дэвида Финчера, оказывается в большей степени проектом, где есть попытка рассказать с долей юмора о вещах, которых следует бояться с наступлением темноты, а внутренние монстры главного героя создают необходимый баланс для иррационального на первый взгляд насилия, которого с избытком в этом неординарном фильме.