Справедливо ли применить по отношению к героям криминальной комедии «Чокнутые» вынесенную в заголовок характеристику? Это с какой стороны посмотреть! Строго говоря, Рокко, приехавший с беременной (мало того, готовой вот-вот родить) избранницей Мариной в дом к папе, не отличается ни высоким интеллектом, ни рассудительностью. А уж его мамаша Рут, привезённая в бессознательном состоянии в машине, и подавно… Но и престарелый Винсент лишь воспринимается здравомыслящим, хладнокровным человеком, тщательно скрывая, что в молодости тоже совершил глупый (не просто подлый – именно глупый) поступок. Наконец, ДиДжей, сын Сэнди (второй жены мужчины), хоть и не выглядит недалёким, зато склонен влезать в неподходящие моменты в чужие беседы с пространными рассуждениями. Ещё забавнее, что не шибко умнее ведут себя Лефти (то есть ‘Левша’) с подручным Лонни, преследующие парня, безжалостно ликвидируя случайных свидетелей. Казалось бы, Рок свёл под под одной крышей компанию воистину чокнутых индивидов, не все из которых сумеют покинуть дом. Вместе с тем полужаргонное выражение «riff raff» несёт и другой смысл, не менее принципиальный для авторов.
Любопытно, что название британской социальной драмы 1991-го года, по-английски озаглавленной идентично, у нас перевели как «Отбросы общества»: Кен Лоуч рассказывал о мытарствах разнорабочих, влачащих жалкое существование в Лондоне. На сей раз речь идёт, скорее, о сброде, причём о сброде в высоком, философском смысле. О людях, в силу житейских обстоятельств оказавшихся рядом и уже не знающих, радоваться ли этому… Дито Монтьель, привлёкший к себе внимание ещё дебютной постановкой (1), вообще-то сам неплохо разбирается в искусстве написания сценариев – настолько, что ведёт профильный курс в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Однако в данном случае не менее значимым являлся вклад Джона Поллоно, известного в первую очередь своими пьесами. Диалоги брызжут репризными репликами, а наибольший комический эффект создатели фильма извлекают из колоритных характеров, столкновение которых выглядит забавно – точнее, выглядело бы таковым, если б не нависшая смертельная угроза.
Билл Мюррей, сменивший ранее утверждённого режиссёром Дастина Хоффмана, играет так же раскованно и остроумно, как в старые добрые времена. Сложно удержаться от смеха, когда Лефти прикидывает в уме, стоит ли убивать ещё одного бедолагу, повстречавшегося в пути и совершенно не догадывающегося об опасности. Особенно досадно за восторженную супружескую пару, увидевшую посторонних людей в пустующем соседском доме – и принявшуюся оказывать тёплый приём чужакам, представившимся Роджером и… Роджером. Они даже вернули Лонни нечаянно выроненный пистолет!.. Но и Винсенту (в исполнении другого актёра-ветерана, не растратившего с возрастом импозантности, – Эда Харриса) приходится улаживать неурядицы вокруг домашнего очага. Финальный поворот, когда постыдная тайна его прошлого всплывает наружу, исчерпывающе поясняет, почему строгий отец всё-таки с пониманием отнёсся к проблемам безалаберного сына, скрывающегося от преследователей.
«Чокнутых» проще всего воспринять в качестве комедии (естественно, щедро разбавленной специфическим «чёрным» юмором), повествующей о неблагодарном ремесле наёмного убийцы, – вроде советско-польского «Дежа вю» /1990/ или американского «Убийства в Гросс-Пойнте» /1997/. Собственно, действие начинается с флешфорварда (чернокожий подросток держит пистолет у виска белого родителя), призванного заинтриговать зрителей – не позволить забыть о врагах, неумолимо приближающихся с агрессивными намерениями. И всё-таки захватывающие перипетии сюжета не выступают самоцелью. Ещё Марио Пьюзо в бестселлере «Крёстный отец» /1969/, превосходно экранизированном Фрэнсисом Фордом Копполой, преподал бесценный урок того, как мастерски можно переплести «мысль семейную» (говоря словами Льва Николаевича Толстого) с уголовной тематикой, предполагающей бытование действующих лиц вне закона, в обстановке постоянного, ни на мгновение не ослабевающего риска.
Монтьель и Поллоно, конечно, не претендуют на эпический размах гангстерской саги, даже на охват судеб нескольких поколений фамилии, вовсе не трудящейся над созданием бизнес-империи. Винсент сознательно и безвозвратно выбрал удел семьянина, отойдя от кровавых дел после того, как твёрдо решил про себя, что не нуждается ни в чём и ни в ком помимо Сэнди. Умиротворённость супружеской жизни компенсировала досаду за старшего отпрыска, явно принадлежащего к тем, кто без царя в голове, да и пасынок не сказать чтобы отличался сообразительностью и демонстрировал лидерские качества. Его личная драма заключается в том, что идиллическая картина грозит мгновенно рухнуть из-за давнего прегрешения, который возлюбленная-то и не простит… Или простит?! Экстремальная ситуация, возникшая с появлением Лефти, тоже, к слову, руководствующегося нежными отцовскими чувствами (пусть с поправкой на профессиональные привычки киллера), служит суровой проверкой на прочность уз.
Таким образом, Дито проницательно угадал стремление сценариста не столько погрузиться в стихию очередной комедии с криминальным уклоном, сколько поразмышлять о феномене семьи. О том, как по-настоящему узнать своих родных. И, что ещё важнее, о том, при каких условиях сброд чокнутых, эгоистичных, безалаберных и т.д., и т.п. (можно подбирать любые уничижительные эпитеты) индивидов превращается в крепкую ячейку общества. Джон Поллоно не отказывает себе в удовольствии подбросить персонажам сюрпризы, которых не пожелаешь и врагу, – и всё равно не возникает желания обвинить авторов в избыточной благостности хеппи-энда. Как бы парадоксально ни звучало подобное утверждение, чрезвычайное происшествие, едва не обернувшееся гибелью нескольких родственников (начиная с взбалмошной Рут, колоритно, как всегда, сыгранной Дженнифер Кулидж), лишь способствовало сближению. Подержав в руках новорождённого внука, Винсент понял, что умрёт счастливым.
_______
1 – Между прочим, драма «Как узнать своих святых» /2006/ являлась в значительной степени автобиографической.
6
,9
2024, США, Комедии
102 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Справедливо ли применить по отношению к героям криминальной комедии «Чокнутые» вынесенную в заголовок характеристику? Это с какой стороны посмотреть! Строго говоря, Рокко, приехавший с беременной (мало того, готовой вот-вот родить) избранницей Мариной в дом к папе, не отличается ни высоким интеллектом, ни рассудительностью. А уж его мамаша Рут, привезённая в бессознательном состоянии в машине, и подавно… Но и престарелый Винсент лишь воспринимается здравомыслящим, хладнокровным человеком, тщательно скрывая, что в молодости тоже совершил глупый (не просто подлый – именно глупый) поступок. Наконец, ДиДжей, сын Сэнди (второй жены мужчины), хоть и не выглядит недалёким, зато склонен влезать в неподходящие моменты в чужие беседы с пространными рассуждениями. Ещё забавнее, что не шибко умнее ведут себя Лефти (то есть ‘Левша’) с подручным Лонни, преследующие парня, безжалостно ликвидируя случайных свидетелей. Казалось бы, Рок свёл под под одной крышей компанию воистину чокнутых индивидов, не все из которых сумеют покинуть дом. Вместе с тем полужаргонное выражение «riff raff» несёт и другой смысл, не менее принципиальный для авторов. Любопытно, что название британской социальной драмы 1991-го года, по-английски озаглавленной идентично, у нас перевели как «Отбросы общества»: Кен Лоуч рассказывал о мытарствах разнорабочих, влачащих жалкое существование в Лондоне. На сей раз речь идёт, скорее, о сброде, причём о сброде в высоком, философском смысле. О людях, в силу житейских обстоятельств оказавшихся рядом и уже не знающих, радоваться ли этому… Дито Монтьель, привлёкший к себе внимание ещё дебютной постановкой (1), вообще-то сам неплохо разбирается в искусстве написания сценариев – настолько, что ведёт профильный курс в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Однако в данном случае не менее значимым являлся вклад Джона Поллоно, известного в первую очередь своими пьесами. Диалоги брызжут репризными репликами, а наибольший комический эффект создатели фильма извлекают из колоритных характеров, столкновение которых выглядит забавно – точнее, выглядело бы таковым, если б не нависшая смертельная угроза. Билл Мюррей, сменивший ранее утверждённого режиссёром Дастина Хоффмана, играет так же раскованно и остроумно, как в старые добрые времена. Сложно удержаться от смеха, когда Лефти прикидывает в уме, стоит ли убивать ещё одного бедолагу, повстречавшегося в пути и совершенно не догадывающегося об опасности. Особенно досадно за восторженную супружескую пару, увидевшую посторонних людей в пустующем соседском доме – и принявшуюся оказывать тёплый приём чужакам, представившимся Роджером и… Роджером. Они даже вернули Лонни нечаянно выроненный пистолет!.. Но и Винсенту (в исполнении другого актёра-ветерана, не растратившего с возрастом импозантности, – Эда Харриса) приходится улаживать неурядицы вокруг домашнего очага. Финальный поворот, когда постыдная тайна его прошлого всплывает наружу, исчерпывающе поясняет, почему строгий отец всё-таки с пониманием отнёсся к проблемам безалаберного сына, скрывающегося от преследователей. «Чокнутых» проще всего воспринять в качестве комедии (естественно, щедро разбавленной специфическим «чёрным» юмором), повествующей о неблагодарном ремесле наёмного убийцы, – вроде советско-польского «Дежа вю» /1990/ или американского «Убийства в Гросс-Пойнте» /1997/. Собственно, действие начинается с флешфорварда (чернокожий подросток держит пистолет у виска белого родителя), призванного заинтриговать зрителей – не позволить забыть о врагах, неумолимо приближающихся с агрессивными намерениями. И всё-таки захватывающие перипетии сюжета не выступают самоцелью. Ещё Марио Пьюзо в бестселлере «Крёстный отец» /1969/, превосходно экранизированном Фрэнсисом Фордом Копполой, преподал бесценный урок того, как мастерски можно переплести «мысль семейную» (говоря словами Льва Николаевича Толстого) с уголовной тематикой, предполагающей бытование действующих лиц вне закона, в обстановке постоянного, ни на мгновение не ослабевающего риска. Монтьель и Поллоно, конечно, не претендуют на эпический размах гангстерской саги, даже на охват судеб нескольких поколений фамилии, вовсе не трудящейся над созданием бизнес-империи. Винсент сознательно и безвозвратно выбрал удел семьянина, отойдя от кровавых дел после того, как твёрдо решил про себя, что не нуждается ни в чём и ни в ком помимо Сэнди. Умиротворённость супружеской жизни компенсировала досаду за старшего отпрыска, явно принадлежащего к тем, кто без царя в голове, да и пасынок не сказать чтобы отличался сообразительностью и демонстрировал лидерские качества. Его личная драма заключается в том, что идиллическая картина грозит мгновенно рухнуть из-за давнего прегрешения, который возлюбленная-то и не простит… Или простит?! Экстремальная ситуация, возникшая с появлением Лефти, тоже, к слову, руководствующегося нежными отцовскими чувствами (пусть с поправкой на профессиональные привычки киллера), служит суровой проверкой на прочность уз. Таким образом, Дито проницательно угадал стремление сценариста не столько погрузиться в стихию очередной комедии с криминальным уклоном, сколько поразмышлять о феномене семьи. О том, как по-настоящему узнать своих родных. И, что ещё важнее, о том, при каких условиях сброд чокнутых, эгоистичных, безалаберных и т.д., и т.п. (можно подбирать любые уничижительные эпитеты) индивидов превращается в крепкую ячейку общества. Джон Поллоно не отказывает себе в удовольствии подбросить персонажам сюрпризы, которых не пожелаешь и врагу, – и всё равно не возникает желания обвинить авторов в избыточной благостности хеппи-энда. Как бы парадоксально ни звучало подобное утверждение, чрезвычайное происшествие, едва не обернувшееся гибелью нескольких родственников (начиная с взбалмошной Рут, колоритно, как всегда, сыгранной Дженнифер Кулидж), лишь способствовало сближению. Подержав в руках новорождённого внука, Винсент понял, что умрёт счастливым. _______ 1 – Между прочим, драма «Как узнать своих святых» /2006/ являлась в значительной степени автобиографической.