Социальная драма 2023 года «Паб «Старый дуб» режиссера Кена Лоуча («Извините, мы вас не застали», «Я, Дэниел Блэйк») онлайн смотрит на поиски моментов солидарности сирийских беженцев, заброшенных распределительной системой в умирающий шахтерский городок на севере Великобритании, с местными аборигенами и выводит на уровне моральной пьесы крайне эмоциональные моменты о понаехавших, которые сразу стали виновны во всех бедах. Искренняя и местами пробирающая до слез экранная история сценариста Пола Лаверти, многолетнего соратника постановщика, критикует махровый расизм против тех, кто вынужден искать укрытия в другой стране, и позволяет примириться с эксплуатационным стилем ленты, который во времена политического отчаяния одной из развитых стран мира предлагает, чтобы хозяин паба ТиДжей Бэллентайн (Дэйв Тернер) стал символом человечности.
Снимавшийся в предыдущих работах Лоуча Тернер прекрасно справляется с ролью общественного рупора локации, где недвижимость катастрофически падает в цене и не происходит ничего хорошего после закрытия шахты и массовых увольнений, что позволяет, с одной стороны, сделать ставку на сентиментальность, набросанную широкими мазками почти в каждый кадр ленты. С другой стороны, режиссерская увлеченность тщательным повышением сознательности широких зрительских масс, а не только эстетствующей публики Каннского фестиваля, вызывает резонанс сопричастности, когда в провинциальном Дареме понаехавших сирийцев встречает шквал расистских насмешек и выходок и когда молодой девушке Яре (Эбла Мари) один из местных гопников разбивает фотокамеру. Тем не менее, Лоуч показывает, что местные далеко не безнадежные ксенофобы, как это может показаться на первый взгляд, а беженцы показываются им людьми, готовыми к сотрудничеству на чужой территории, на которой все чаще возникают акты межкультурного обмена с ядром поддержки сторон из ТиДжея и Яры.
При помощи сборной из антагонистов – завсегдатаев паба «Старый дуб» - постановщик ожидаемо разводит линии соприкосновения, когда ирландец (!) Чарли (Тревор Фокс) и его дружки подают голоса коренных жителей и делают из беженцев настоящих козлов отпущения, виноватых в неурядицах тех, кто привык просиживать штаны с бокалом пива. Ставка Лоуча на эмоциональность простых английских обывателей в кадре далеко не случайна: у этих людей есть законные основания для недовольства, но они совершили ужасную ошибку, когда стали издеваться над теми, кто абсолютно бесправен и не может ответить по-настоящему, что позволяет ему показать насколько катастрофически мало у местных жителей перспектив на жизнь.
Однако режиссура не углубляется в сложное смешение классовых и межрасовых противоречий, поскольку герой Фокс и его дружки по пабу в большей степени нужны автору как греческий хор на фоне, как злодеи с пантомимой с расхожими фразами, полными расистских клише, когда паб ТиДжея и территория вокруг становятся самым настоящим местом битвы за сферы влияния в городке с раздражительными бормотаниями, бурчаниями и провокациями после пинты пенного. Драматические ультиматумы одних Лоуч сталкивает с активной общественной позицией героини Мари и оказывается по-хорошему предсказуем, когда делает грустного персонажа-неудачника Тернера протагонистом экранной истории и вытаскивает в нарратив все дремлющие желания ТиДжея на уровне личностного роста путем прямого вовлечения к помощи беженцам. Поэтому «Паб «Старый дуб» по-режиссерски прост, как может быть проста правда агитационной листовки о любви к ближнему, попавшему в беду, и уклоняется от психологической сложности характеров с их личными историями, делая ставку на искренность непрофессиональных актеров в кадре, которые призваны олицетворять собой все чудеса социальной интеграции.
Мастерство Лоуча в «Пабе «Старый дуб» в сочетании с пафосными фразами Яры о разрушенном исламистами храме в Пальмире позволяет говорить об особого рода беллетристике, где интерпретация общественно-значимых фактов становится намного важнее глубокой проработки персонажей или всего сюжета в целом. Подобная документалистика, вне всяких сомнений, крайне беспокоит социально ответственного постановщика, готового вспоминать шахтерскую забастовку в 1984 году в качестве примера гордого сопротивления рабочего класса, но указывает в большей степени на то, как измельчал, постарел и обленился народ, более не способный к протестам и солидарности с такими же обездоленными. Решение проблемы с беженцами новый фильм Лоуча без всяких приукрашиваний и сентиментальных комментариев выстраивает в простом и предсказуемом ключе – организация бесплатных обедов для сирийцев вместе местной бедноты, где жителям можно будет разделить вместе и кусок хлеба, и установить связи в старой, но отремонтированной общими силами подсобке паба.
Режиссер не перестает удивлять своим умением находить подобно братьям Дарденнам или Брюно Дюмону выдающиеся достоверность и искренность в преимущественно непрофессиональном актерском составе и создает настоящий момент счастья, когда ТиДжей проецирует для всех собравшихся кадры Яры из жизни старых горожан и новых приезжих, в которых отражается увиденное и поставленное художником с большой буквы. Кинематографический опыт Лоуча не видит препятствий для создания содержательного нарратива, где все расставлено по местам, однако платоническая экранная химия между Дэйвом Тернером и Эблой Мари показывает, как могут находить общее в дружбе возрастной мужчина и молодая женщина без близких контактов. Опираясь на собственные фильмы, подобные «Залу Джимми», постановщик говорит о важности мест, где люди могли бы собираться вместе для неформального объединения и решения проблем, из-за этого заброшенный пантеон шахтерских забастовок в заброшенной ТиДжеем комнате паба вполне метафоричен, поскольку говорит о целой разрушенной отрасли и о фрагментации сообществ, в которых легко прорастать семенам расистских настроений в отношении сирийской диаспоры.
Символика названия ленты Лоуча намекает на старую добрую Англию, однако ассоциация со старым дубом, уже сгнившим и превратившимся в труху, говорит о серьезной реанимации общества, отравленного высокомерием в отношении приезжих. Без всяких сомнений трилогия поздних фильмов Лоуча из «Я, Дэниел Блэйк», «Извините, мы вас не застали» и «Паб «Старый дуб» уходит от слишком легковесной констатации социальных недугов, каждый раз попадая в нерв времени и признавая сложности преодоления проблем, причем от политической меланхолии первых двух автор уходит в сторону более простых решений по достижению хороших экранных целей и оказывается чувствительным камертоном уходящего поколения из прошлого века. Поэтому последняя, лебединая песня Лоуча (а именно так представляли «Паб «Старый дуб» на фестивалях) оказывается крепок по части социальных диагнозов и создает еще один манифест по установлению мира в пределах захолустной локации, в которой вместе смешиваются и трудные времена, и авторские вымыслы, помещенные в рамки реальности.
8
,1
2023, Драмы
112 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Социальная драма 2023 года «Паб «Старый дуб» режиссера Кена Лоуча («Извините, мы вас не застали», «Я, Дэниел Блэйк») онлайн смотрит на поиски моментов солидарности сирийских беженцев, заброшенных распределительной системой в умирающий шахтерский городок на севере Великобритании, с местными аборигенами и выводит на уровне моральной пьесы крайне эмоциональные моменты о понаехавших, которые сразу стали виновны во всех бедах. Искренняя и местами пробирающая до слез экранная история сценариста Пола Лаверти, многолетнего соратника постановщика, критикует махровый расизм против тех, кто вынужден искать укрытия в другой стране, и позволяет примириться с эксплуатационным стилем ленты, который во времена политического отчаяния одной из развитых стран мира предлагает, чтобы хозяин паба ТиДжей Бэллентайн (Дэйв Тернер) стал символом человечности. Снимавшийся в предыдущих работах Лоуча Тернер прекрасно справляется с ролью общественного рупора локации, где недвижимость катастрофически падает в цене и не происходит ничего хорошего после закрытия шахты и массовых увольнений, что позволяет, с одной стороны, сделать ставку на сентиментальность, набросанную широкими мазками почти в каждый кадр ленты. С другой стороны, режиссерская увлеченность тщательным повышением сознательности широких зрительских масс, а не только эстетствующей публики Каннского фестиваля, вызывает резонанс сопричастности, когда в провинциальном Дареме понаехавших сирийцев встречает шквал расистских насмешек и выходок и когда молодой девушке Яре (Эбла Мари) один из местных гопников разбивает фотокамеру. Тем не менее, Лоуч показывает, что местные далеко не безнадежные ксенофобы, как это может показаться на первый взгляд, а беженцы показываются им людьми, готовыми к сотрудничеству на чужой территории, на которой все чаще возникают акты межкультурного обмена с ядром поддержки сторон из ТиДжея и Яры. При помощи сборной из антагонистов – завсегдатаев паба «Старый дуб» - постановщик ожидаемо разводит линии соприкосновения, когда ирландец (!) Чарли (Тревор Фокс) и его дружки подают голоса коренных жителей и делают из беженцев настоящих козлов отпущения, виноватых в неурядицах тех, кто привык просиживать штаны с бокалом пива. Ставка Лоуча на эмоциональность простых английских обывателей в кадре далеко не случайна: у этих людей есть законные основания для недовольства, но они совершили ужасную ошибку, когда стали издеваться над теми, кто абсолютно бесправен и не может ответить по-настоящему, что позволяет ему показать насколько катастрофически мало у местных жителей перспектив на жизнь. Однако режиссура не углубляется в сложное смешение классовых и межрасовых противоречий, поскольку герой Фокс и его дружки по пабу в большей степени нужны автору как греческий хор на фоне, как злодеи с пантомимой с расхожими фразами, полными расистских клише, когда паб ТиДжея и территория вокруг становятся самым настоящим местом битвы за сферы влияния в городке с раздражительными бормотаниями, бурчаниями и провокациями после пинты пенного. Драматические ультиматумы одних Лоуч сталкивает с активной общественной позицией героини Мари и оказывается по-хорошему предсказуем, когда делает грустного персонажа-неудачника Тернера протагонистом экранной истории и вытаскивает в нарратив все дремлющие желания ТиДжея на уровне личностного роста путем прямого вовлечения к помощи беженцам. Поэтому «Паб «Старый дуб» по-режиссерски прост, как может быть проста правда агитационной листовки о любви к ближнему, попавшему в беду, и уклоняется от психологической сложности характеров с их личными историями, делая ставку на искренность непрофессиональных актеров в кадре, которые призваны олицетворять собой все чудеса социальной интеграции. Мастерство Лоуча в «Пабе «Старый дуб» в сочетании с пафосными фразами Яры о разрушенном исламистами храме в Пальмире позволяет говорить об особого рода беллетристике, где интерпретация общественно-значимых фактов становится намного важнее глубокой проработки персонажей или всего сюжета в целом. Подобная документалистика, вне всяких сомнений, крайне беспокоит социально ответственного постановщика, готового вспоминать шахтерскую забастовку в 1984 году в качестве примера гордого сопротивления рабочего класса, но указывает в большей степени на то, как измельчал, постарел и обленился народ, более не способный к протестам и солидарности с такими же обездоленными. Решение проблемы с беженцами новый фильм Лоуча без всяких приукрашиваний и сентиментальных комментариев выстраивает в простом и предсказуемом ключе – организация бесплатных обедов для сирийцев вместе местной бедноты, где жителям можно будет разделить вместе и кусок хлеба, и установить связи в старой, но отремонтированной общими силами подсобке паба. Режиссер не перестает удивлять своим умением находить подобно братьям Дарденнам или Брюно Дюмону выдающиеся достоверность и искренность в преимущественно непрофессиональном актерском составе и создает настоящий момент счастья, когда ТиДжей проецирует для всех собравшихся кадры Яры из жизни старых горожан и новых приезжих, в которых отражается увиденное и поставленное художником с большой буквы. Кинематографический опыт Лоуча не видит препятствий для создания содержательного нарратива, где все расставлено по местам, однако платоническая экранная химия между Дэйвом Тернером и Эблой Мари показывает, как могут находить общее в дружбе возрастной мужчина и молодая женщина без близких контактов. Опираясь на собственные фильмы, подобные «Залу Джимми», постановщик говорит о важности мест, где люди могли бы собираться вместе для неформального объединения и решения проблем, из-за этого заброшенный пантеон шахтерских забастовок в заброшенной ТиДжеем комнате паба вполне метафоричен, поскольку говорит о целой разрушенной отрасли и о фрагментации сообществ, в которых легко прорастать семенам расистских настроений в отношении сирийской диаспоры. Символика названия ленты Лоуча намекает на старую добрую Англию, однако ассоциация со старым дубом, уже сгнившим и превратившимся в труху, говорит о серьезной реанимации общества, отравленного высокомерием в отношении приезжих. Без всяких сомнений трилогия поздних фильмов Лоуча из «Я, Дэниел Блэйк», «Извините, мы вас не застали» и «Паб «Старый дуб» уходит от слишком легковесной констатации социальных недугов, каждый раз попадая в нерв времени и признавая сложности преодоления проблем, причем от политической меланхолии первых двух автор уходит в сторону более простых решений по достижению хороших экранных целей и оказывается чувствительным камертоном уходящего поколения из прошлого века. Поэтому последняя, лебединая песня Лоуча (а именно так представляли «Паб «Старый дуб» на фестивалях) оказывается крепок по части социальных диагнозов и создает еще один манифест по установлению мира в пределах захолустной локации, в которой вместе смешиваются и трудные времена, и авторские вымыслы, помещенные в рамки реальности.