В лагерь экоактивистов, разбитый в прериях в знак протеста против строительства на земле индейцев нефтепровода, приходит туземный старейшина и излагает им легенду о сотворении мира. Смотрите анимационный фильм «Четыре души Койота».
Этнографы и историки культуры утверждают, что переход человечества от мифологического мировоззрения к рациональному мышлению стал возможен во многом благодаря таланту великих сказителей прошлого, запечатлевших в своих бессмертных поэмах легенды о сотворении мира (все прекрасно помнят «Теогонию» Гесиода). Были такие сказания и у коренных обитателей Североамериканского континента. Раньше их запросто именовали индейцами, а в эпоху политкорректности вообще стало непонятно, как их называть, может быть, амероамериканцами? И вот теперь Арон Гаудер, европейский режиссер-мультипликатор из Венгрии, решил внести свою лепту в благородный процесс совершенствования человечьего менталитета. Он выпустил на экраны полнометражную анимацию «Четыре души Койота», изящную стилизацию колоритных сказаний, которые благородные сагаморы (они же сахемы и чингачгуки) традиционно излагают соплеменникам у окруженных вигвамами и сертифицированными казино костров, попыхивая трубочкой, набитой легализованной травкой.
Все начинается, как в Книге Бытия: над пустынными водами носится бессмертный дух. Правда, в отличие от библейского коллеги, его сопровождает водоплавающее создание, архетипический Селезень (кстати, младший братишка демиурга). Именно эта очень полезная водоплавающая птица извлекает со дна океана комок глины, при помощи которого будет запущен эволюционный процесс. Для начала Великий Старец создает животных, но не «всякой твари по паре», а в единственном экземпляре, так что вопрос с их размножением (делением или почкованием) отложен на потом.
Среди прочей живности демиург сотворил ненароком и Койота. Это такой индейский четвероногий Люцифер. Но имеются отличия от падшего ангела. Это существо амбивалентное, трикстер, способное не только на пакости, но и на благородные порывы. Чтобы эти порывы регулярно можно было душить, Койот наделен четырьмя душами. Это нижестоящее божество и сотворяет первочеловеков, мужчину и женщину. Именно Койоту принадлежит идея гендерной стратификации человечества. Тут возникают интересные переклички с гностическими учениями: человека породил не сам демиург, а одна из его низших эманаций. Но индейцы в этом смысле оказались до безобразия радикальными: нас, как выясняется, создал кто-то из мелких псовых! Вот вам и венец творения.
Затем начинаются приключения вполне себе этиологического свойства: нам задним числом, на примерах из детских сказочек о зверушках, объясняют, как возникли те или иные природные явления (почему стали меняться времена года, откуда появились хищники) или гендерная специфика общественных отношений (почему мужчина доминирует). Разумеется, затронута и тема взаимоотношений между бледнолицыми и краснокожими. Откуда у колонизаторов такая звериная жестокость, такая неуемная жадность? Оказывается, для их возникновения был использован бракованный материал, отходы производства. У аборигенов Европы вообще может возникнуть комплекс неполноценности, нас снова опустить норовят.
Вообще индейцев немножко жалко. Если бы они были знакомы с версией Гаудера, их бы не застало врасплох появление Кортеса, которого они приняли за легендарного, рыжебородого и очень доброго Кецалькоатля, удалившегося в незапамятные времена за океан и пообещавшего, как Карлсон, непременно вернуться. Тогда ацтеки имели бы возможность встретить кровожадных конкистадоров как положено.
Столь насыщенная смыслами, подтекстами и аллюзиями идеологическая начинка требует идеально выверенного визуального и акустического оформления. Авторам такого многопланового произведения необходимо пройти по хлипкому мостику вкуса и воображения, разделяющего пучину мультяшного инфантилизма и бездну напыщенной дидактики. Удивительно, но коллективу под управлением Арона Гаудера эта архисложная задача оказалась по зубам.
Художники-мультипликаторы использовали аскетичную манеру рисунка, которая вкупе с изысканной в своей простоте цветовой гаммой идеально соответствует сюжету, стилизованному под сказания обитателей прерий. Можно ведь обойтись без компьютерной графики и не опускаться до застывших аниме-картинок!
Саундтрек, адаптирующий этнические мотивы к возможностям современных музыкальных инструментов, выполняет функцию акустической рамки, очерчивающий художественное полотно, исполненное мифологических мотивов. Образы персонажей аккуратно синтезированы авторской фантазией и образцами, позаимствованными из арсенала индейского художественного творчества.
Но самое главное – авторам удалось остаться максимально сдержанными и не занять чью-то сторону в ожесточенной идеологической войне между либералами и традиционалистами. Да, мы выступаем за охрану природы, ведь после загрязнения последней реки и уничтожения всех диких животных мы поймем, что деньги есть нельзя. Нет, нам чужды крайности гендерной идентичности: мужчина тоже занимает почетное место в семейном пантеоне. Правда, над шуточкой по поводу способа оформления детородного инструментария перволюдей будут хихикать только брутальные цисгендерные самцы. Но что поделаешь, ведь если верить мультяшной мифологии, мы вообще не пальцем деланные, а вовсе даже когтем. Однако старания прокатчика затуманить младенческие писюльки позабавит уже всех зрителей без исключения.
Достойный и очень перспективный подход. Он, возможно, заслужит свою золоченую статуэтку. Когда-нибудь, в следующем геологическом периоде. Дело в том, что создатели «Четырех душ Койота» совершили ужасный с точки зрения оскароносных перспектив фильма проступок. В решающей схватке амероамериканцев атакуют не просто полчища абстрактных бородатых европоамериканцев, а вполне конкретные ребята под звездно-полосатым знаменем.
7
,4
2023, Фэнтези
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В лагерь экоактивистов, разбитый в прериях в знак протеста против строительства на земле индейцев нефтепровода, приходит туземный старейшина и излагает им легенду о сотворении мира. Смотрите анимационный фильм «Четыре души Койота». Этнографы и историки культуры утверждают, что переход человечества от мифологического мировоззрения к рациональному мышлению стал возможен во многом благодаря таланту великих сказителей прошлого, запечатлевших в своих бессмертных поэмах легенды о сотворении мира (все прекрасно помнят «Теогонию» Гесиода). Были такие сказания и у коренных обитателей Североамериканского континента. Раньше их запросто именовали индейцами, а в эпоху политкорректности вообще стало непонятно, как их называть, может быть, амероамериканцами? И вот теперь Арон Гаудер, европейский режиссер-мультипликатор из Венгрии, решил внести свою лепту в благородный процесс совершенствования человечьего менталитета. Он выпустил на экраны полнометражную анимацию «Четыре души Койота», изящную стилизацию колоритных сказаний, которые благородные сагаморы (они же сахемы и чингачгуки) традиционно излагают соплеменникам у окруженных вигвамами и сертифицированными казино костров, попыхивая трубочкой, набитой легализованной травкой. Все начинается, как в Книге Бытия: над пустынными водами носится бессмертный дух. Правда, в отличие от библейского коллеги, его сопровождает водоплавающее создание, архетипический Селезень (кстати, младший братишка демиурга). Именно эта очень полезная водоплавающая птица извлекает со дна океана комок глины, при помощи которого будет запущен эволюционный процесс. Для начала Великий Старец создает животных, но не «всякой твари по паре», а в единственном экземпляре, так что вопрос с их размножением (делением или почкованием) отложен на потом. Среди прочей живности демиург сотворил ненароком и Койота. Это такой индейский четвероногий Люцифер. Но имеются отличия от падшего ангела. Это существо амбивалентное, трикстер, способное не только на пакости, но и на благородные порывы. Чтобы эти порывы регулярно можно было душить, Койот наделен четырьмя душами. Это нижестоящее божество и сотворяет первочеловеков, мужчину и женщину. Именно Койоту принадлежит идея гендерной стратификации человечества. Тут возникают интересные переклички с гностическими учениями: человека породил не сам демиург, а одна из его низших эманаций. Но индейцы в этом смысле оказались до безобразия радикальными: нас, как выясняется, создал кто-то из мелких псовых! Вот вам и венец творения. Затем начинаются приключения вполне себе этиологического свойства: нам задним числом, на примерах из детских сказочек о зверушках, объясняют, как возникли те или иные природные явления (почему стали меняться времена года, откуда появились хищники) или гендерная специфика общественных отношений (почему мужчина доминирует). Разумеется, затронута и тема взаимоотношений между бледнолицыми и краснокожими. Откуда у колонизаторов такая звериная жестокость, такая неуемная жадность? Оказывается, для их возникновения был использован бракованный материал, отходы производства. У аборигенов Европы вообще может возникнуть комплекс неполноценности, нас снова опустить норовят. Вообще индейцев немножко жалко. Если бы они были знакомы с версией Гаудера, их бы не застало врасплох появление Кортеса, которого они приняли за легендарного, рыжебородого и очень доброго Кецалькоатля, удалившегося в незапамятные времена за океан и пообещавшего, как Карлсон, непременно вернуться. Тогда ацтеки имели бы возможность встретить кровожадных конкистадоров как положено. Столь насыщенная смыслами, подтекстами и аллюзиями идеологическая начинка требует идеально выверенного визуального и акустического оформления. Авторам такого многопланового произведения необходимо пройти по хлипкому мостику вкуса и воображения, разделяющего пучину мультяшного инфантилизма и бездну напыщенной дидактики. Удивительно, но коллективу под управлением Арона Гаудера эта архисложная задача оказалась по зубам. Художники-мультипликаторы использовали аскетичную манеру рисунка, которая вкупе с изысканной в своей простоте цветовой гаммой идеально соответствует сюжету, стилизованному под сказания обитателей прерий. Можно ведь обойтись без компьютерной графики и не опускаться до застывших аниме-картинок! Саундтрек, адаптирующий этнические мотивы к возможностям современных музыкальных инструментов, выполняет функцию акустической рамки, очерчивающий художественное полотно, исполненное мифологических мотивов. Образы персонажей аккуратно синтезированы авторской фантазией и образцами, позаимствованными из арсенала индейского художественного творчества. Но самое главное – авторам удалось остаться максимально сдержанными и не занять чью-то сторону в ожесточенной идеологической войне между либералами и традиционалистами. Да, мы выступаем за охрану природы, ведь после загрязнения последней реки и уничтожения всех диких животных мы поймем, что деньги есть нельзя. Нет, нам чужды крайности гендерной идентичности: мужчина тоже занимает почетное место в семейном пантеоне. Правда, над шуточкой по поводу способа оформления детородного инструментария перволюдей будут хихикать только брутальные цисгендерные самцы. Но что поделаешь, ведь если верить мультяшной мифологии, мы вообще не пальцем деланные, а вовсе даже когтем. Однако старания прокатчика затуманить младенческие писюльки позабавит уже всех зрителей без исключения. Достойный и очень перспективный подход. Он, возможно, заслужит свою золоченую статуэтку. Когда-нибудь, в следующем геологическом периоде. Дело в том, что создатели «Четырех душ Койота» совершили ужасный с точки зрения оскароносных перспектив фильма проступок. В решающей схватке амероамериканцев атакуют не просто полчища абстрактных бородатых европоамериканцев, а вполне конкретные ребята под звездно-полосатым знаменем.