Вряд ли стоит сильно удивляться количеству зрителей (взрослых с любимыми чадами), отправившихся в новогодние каникулы смотреть киносказку «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича». Да, не сбросить со счетов, что Игорь Волошин, успевший побывать в молодости музыкантом, изучить актёрское мастерство, кинодраматургию, режиссуру, работает неровно. Он начинал с документалистики, но и в игровом кинематографе пробовал силы в разных жанрах – и с разными художественными результатами. Для меня, например, остаётся загадкой, как после претенциозного, местами откровенно беспомощного эротического триллера «Одержимая» /2021/ удалось снять очень приличную биографическую ленту «Повелитель ветра» /2023/, посвящённую достижениям воздухоплавателя Фёдора Конюхова. Тем не менее новый фильм, проект которого был официально представлен на рассмотрение российскому Министерству культуры в начале СВО (то есть в свете бойкота, спешно объявленного ведущими голливудскими кинокомпаниями), не выглядит данью конъюнктуре. И дело даже не в RUR3,3 миллиардов кассовых сборов, надёжно перекрывших солидный производственный бюджет в размере RUR980 миллионов, частично обеспеченный за счёт государственной поддержки…
Тут есть над чем задуматься. С одной стороны трудно переоценить вклад в раскрытие коммерческого потенциала русского фольклорного наследия команды The Walt Disney Company CIS, в своё время, заметим, сделавшей верные выводы из неудачи «Книги мастеров» /2009/, запустив полновесную медиафраншизу про «последнего богатыря». С другой же – именно этот жанр помог отечественной киноиндустрии не просто удержаться на плаву в кризисный период, но и хотя бы частично заместить продукцию «фабрики грёз». Сразу вспоминаются обидные упрёки в адрес Александра Мелентьевича Волкова, якобы обязанного писательской славой исключительно таланту Фрэнка Лаймена Баума. При всей неоспоримой значимости «Удивительного волшебника из страны Оз» /1900/, являющегося, по моему мнению, одним из самых проницательных, ёмких и глубоких по мысли произведений о сущности США, советская адаптация уже давно живёт самостоятельной жизнью. Мало того, по праву заслужила восторги тех (далеко не единичных) читателей разных поколений, кто ценит «Волшебника Изумрудного города» выше оригинала!.. Постановка Волошина вряд ли сможет на равных состязаться с классической киноверсией Виктора Флеминга, произведшей фурор ещё в канун Второй мировой войны (1), или с «Озом: Великим и ужасным» /2013/ Сэма Рэйми, но покажется достойным образчиком экранного фэнтези, полагаю, даже зарубежной аудитории.
Главным недостатком ленты видится, как ни досадно, тот аспект, который традиционно считался нашей сильной стороной (и в котором нынешним режиссёрам не грех поучиться у выдающихся предшественников). Речь, разумеется, об игре актёров, причём замечание относится не столько к юной Екатерине Червовой, ведущей себя в кадре вполне естественно, сколько к её взрослым коллегам. Я уж молчу про то, какими стереотипными (подчёркнуто идеализированными, «стерильными», лишёнными и намёка на какую-нибудь яркую черту характера) в очередной раз выведены образы родителей девочки… Но и в процессе озвучивания сказочных персонажей артисты подбирали такие вымученные интонации, что на сеансе не покидает ощущение, будто слушаешь скверный, наспех записанный дубляж. Увы, это неизбежно портит впечатление, невзирая на весьма достойный уровень визуальных эффектов и компьютерной графики. Картина бескрайних просторов волшебной страны, где пролегает дорога из жёлтого кирпича, ведущая к могущественному правителю-чародею, не может не поразить воображение. И интереснейших (не дающих ослабить внимание) перипетий хватает!
Повесть Волкова (как, впрочем, и Баума) является настоящим подарком для кинематографиста, поскольку каждое из действующих лиц моментально завоёвывает наши симпатии, а уж приключения сыплются как из рога изобилия. Отдельно отметим схватку с Людоедом, выдавшим себя за Гудвина, и кульминационное сражение с Саблезубыми тиграми, посланными Бастиндой. Вместе с тем, к чести Волошина, сценаристов Тимофея Декина и Романа Непомнящего, наконец, продюсеров (в их числе – кинопатриарх Никита Михалков), зрелищно-развлекательной составляющей суть фильма явно не исчерпывается. Элли – дитя XXI века, не мыслит существования без смартфона и расстраивается до глубины души из-за отсутствия «того, чего нет» (то есть, согласно «догадке» Страшилы, Интернета). Мама с папой убеждают дочку хотя бы уикенд провести на природе, сделав перерыв в общении через социальные сети вперемежку с безостановочным поглощением информации, а та – прячет гаджет в книгу, варварски вырезав в страницах дырку. Ураган не просто уносит её в далекие края, но и заставляет волей-неволей обратить взор на окружающий мир, необъятный, воистину прекрасный, таящий массу чудес.
Конечно, по-настоящему оценить замысел Игоря Волошина с единомышленниками получится лишь после премьеры второй части (с подзаголовком «Злая ведьма»), предварительно запланированной на 1-е января 2027-го года. Повествование обрывается в тот момент, когда путешественники практически завершили долгий, полный опасностей путь, о чём, как выясняется, прекрасно осведомлён Гудвин. Тем не менее испытания, выпавшие товарищам на дороге из жёлтого кирпича, помогли Элли сделать первые нравственные выводы, прежде всего – о важности дружбы. Вот и Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев, пока не догадываясь о том, по факту – приобрели те качества (интеллект, любящее сердце, отвагу), о которых страстно мечтали. Гуманистический пафос первоисточника, к счастью, не затерялся и не померк на фоне магических трюков и проделок колдуньи (Светлану Ходченкову совершенно не узнать!), чей способ дистанционного слежения за непрошеной гостьей кажется подозрительно современным.
_______
1 – И прочно вошедшей в культурный обиход; вспомним, как англичане откликнулись на весть о кончине «обожаемой» Маргарет Тэтчер: развесёлая песнь Ding-Dong! The Witch is Dead звучала в Соединённом Королевстве почти из каждого утюга.
7
,9
2025, Россия, Фэнтези
104 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вряд ли стоит сильно удивляться количеству зрителей (взрослых с любимыми чадами), отправившихся в новогодние каникулы смотреть киносказку «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича». Да, не сбросить со счетов, что Игорь Волошин, успевший побывать в молодости музыкантом, изучить актёрское мастерство, кинодраматургию, режиссуру, работает неровно. Он начинал с документалистики, но и в игровом кинематографе пробовал силы в разных жанрах – и с разными художественными результатами. Для меня, например, остаётся загадкой, как после претенциозного, местами откровенно беспомощного эротического триллера «Одержимая» /2021/ удалось снять очень приличную биографическую ленту «Повелитель ветра» /2023/, посвящённую достижениям воздухоплавателя Фёдора Конюхова. Тем не менее новый фильм, проект которого был официально представлен на рассмотрение российскому Министерству культуры в начале СВО (то есть в свете бойкота, спешно объявленного ведущими голливудскими кинокомпаниями), не выглядит данью конъюнктуре. И дело даже не в RUR3,3 миллиардов кассовых сборов, надёжно перекрывших солидный производственный бюджет в размере RUR980 миллионов, частично обеспеченный за счёт государственной поддержки… Тут есть над чем задуматься. С одной стороны трудно переоценить вклад в раскрытие коммерческого потенциала русского фольклорного наследия команды The Walt Disney Company CIS, в своё время, заметим, сделавшей верные выводы из неудачи «Книги мастеров» /2009/, запустив полновесную медиафраншизу про «последнего богатыря». С другой же – именно этот жанр помог отечественной киноиндустрии не просто удержаться на плаву в кризисный период, но и хотя бы частично заместить продукцию «фабрики грёз». Сразу вспоминаются обидные упрёки в адрес Александра Мелентьевича Волкова, якобы обязанного писательской славой исключительно таланту Фрэнка Лаймена Баума. При всей неоспоримой значимости «Удивительного волшебника из страны Оз» /1900/, являющегося, по моему мнению, одним из самых проницательных, ёмких и глубоких по мысли произведений о сущности США, советская адаптация уже давно живёт самостоятельной жизнью. Мало того, по праву заслужила восторги тех (далеко не единичных) читателей разных поколений, кто ценит «Волшебника Изумрудного города» выше оригинала!.. Постановка Волошина вряд ли сможет на равных состязаться с классической киноверсией Виктора Флеминга, произведшей фурор ещё в канун Второй мировой войны (1), или с «Озом: Великим и ужасным» /2013/ Сэма Рэйми, но покажется достойным образчиком экранного фэнтези, полагаю, даже зарубежной аудитории. Главным недостатком ленты видится, как ни досадно, тот аспект, который традиционно считался нашей сильной стороной (и в котором нынешним режиссёрам не грех поучиться у выдающихся предшественников). Речь, разумеется, об игре актёров, причём замечание относится не столько к юной Екатерине Червовой, ведущей себя в кадре вполне естественно, сколько к её взрослым коллегам. Я уж молчу про то, какими стереотипными (подчёркнуто идеализированными, «стерильными», лишёнными и намёка на какую-нибудь яркую черту характера) в очередной раз выведены образы родителей девочки… Но и в процессе озвучивания сказочных персонажей артисты подбирали такие вымученные интонации, что на сеансе не покидает ощущение, будто слушаешь скверный, наспех записанный дубляж. Увы, это неизбежно портит впечатление, невзирая на весьма достойный уровень визуальных эффектов и компьютерной графики. Картина бескрайних просторов волшебной страны, где пролегает дорога из жёлтого кирпича, ведущая к могущественному правителю-чародею, не может не поразить воображение. И интереснейших (не дающих ослабить внимание) перипетий хватает! Повесть Волкова (как, впрочем, и Баума) является настоящим подарком для кинематографиста, поскольку каждое из действующих лиц моментально завоёвывает наши симпатии, а уж приключения сыплются как из рога изобилия. Отдельно отметим схватку с Людоедом, выдавшим себя за Гудвина, и кульминационное сражение с Саблезубыми тиграми, посланными Бастиндой. Вместе с тем, к чести Волошина, сценаристов Тимофея Декина и Романа Непомнящего, наконец, продюсеров (в их числе – кинопатриарх Никита Михалков), зрелищно-развлекательной составляющей суть фильма явно не исчерпывается. Элли – дитя XXI века, не мыслит существования без смартфона и расстраивается до глубины души из-за отсутствия «того, чего нет» (то есть, согласно «догадке» Страшилы, Интернета). Мама с папой убеждают дочку хотя бы уикенд провести на природе, сделав перерыв в общении через социальные сети вперемежку с безостановочным поглощением информации, а та – прячет гаджет в книгу, варварски вырезав в страницах дырку. Ураган не просто уносит её в далекие края, но и заставляет волей-неволей обратить взор на окружающий мир, необъятный, воистину прекрасный, таящий массу чудес. Конечно, по-настоящему оценить замысел Игоря Волошина с единомышленниками получится лишь после премьеры второй части (с подзаголовком «Злая ведьма»), предварительно запланированной на 1-е января 2027-го года. Повествование обрывается в тот момент, когда путешественники практически завершили долгий, полный опасностей путь, о чём, как выясняется, прекрасно осведомлён Гудвин. Тем не менее испытания, выпавшие товарищам на дороге из жёлтого кирпича, помогли Элли сделать первые нравственные выводы, прежде всего – о важности дружбы. Вот и Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев, пока не догадываясь о том, по факту – приобрели те качества (интеллект, любящее сердце, отвагу), о которых страстно мечтали. Гуманистический пафос первоисточника, к счастью, не затерялся и не померк на фоне магических трюков и проделок колдуньи (Светлану Ходченкову совершенно не узнать!), чей способ дистанционного слежения за непрошеной гостьей кажется подозрительно современным. _______ 1 – И прочно вошедшей в культурный обиход; вспомним, как англичане откликнулись на весть о кончине «обожаемой» Маргарет Тэтчер: развесёлая песнь Ding-Dong! The Witch is Dead звучала в Соединённом Королевстве почти из каждого утюга.